Адаптированная рабочая программа ИСТОРИЯ 5 класс

 определять место исторических событий во времени используя «ленту времени»,
объяснять с опорой на справочный материал смысл основных хронологических понятий,
терминов (тысячелетие, век, до нашей эры, нашей эры);
 использовать историческую карту как источник информации о расселении
человеческих общностей в эпохи первобытности и Древнего мира, расположении древних
цивилизаций и государств, местах важнейших событий;
 проводить с опорой на алгоритм учебных действий поиск информации в отрывках
исторических текстов, материальных памятниках Древнего мира;
 описывать с опорой на план условия существования, основные занятия, образ жизни
людей в древности, памятники древней культуры; рассказывать о событиях древней истории;
 раскрывать с опорой на справочный материал характерные, существенные черты: а)
форм государственного устройства древних обществ (с использованием понятий «деспотия»,
«полис», «республика», «закон», «империя», «метрополия», «колония» и др.); б) положения
основных групп населения в древневосточных и античных обществах (правители и
подданные, свободные и рабы); в) религиозных верований людей в древности;
 объяснять с опорой на справочный материал, в чем заключались назначение и
художественные достоинства памятников древней культуры: архитектурных сооружений,
предметов быта, произведений искусства;
 давать оценку после предварительного анализа наиболее значительным событиям и
личностям древней истории.
Выпускник получит возможность научиться:
 давать характеристику общественного строя древних государств;
 сопоставлять после предварительного анализа свидетельства различных
исторических источников, выявляя в них общее и различия;
 видеть проявления влияния античного искусства в окружающей среде;
 высказывать суждения о значении и месте исторического и культурного наследия
древних обществ в мировой истории.

2.

Содержание учебного предмета «История»

5 КЛАСС (первый год обучения на уровне основного общего образования)
Всеобщая история
История Древнего мира
Что изучает история. Историческая хронология (счет лет «до н. э.» и «н. э.»).
Историческая карта. Источники исторических знаний. Вспомогательные исторические науки.
Первобытность. Расселение древнейшего человека. Человек разумный. Условия жизни
и занятия первобытных людей. Представления об окружающем мире, верования первобытных
людей. Древнейшие земледельцы и скотоводы: трудовая деятельность, изобретения. От
родовой общины к соседской. Появление ремесел и торговли. Возникновение древнейших
цивилизаций.
Древний мир: понятие и хронология. Карта Древнего мира.
Древний Восток

2

Древние цивилизации Месопотамии. Условия жизни и занятия населения. Городагосударства. Мифы и сказания. Письменность. Древний Вавилон. Законы Хаммурапи.
Нововавилонское царство: завоевания, легендарные памятники города Вавилона.
Древний Египет. Условия жизни и занятия населения. Управление государством
(фараон, чиновники). Религиозные верования египтян. Жрецы.
Фараон-реформатор Эхнатон. Военные походы. Рабы. Познания древних египтян.
Письменность. Храмы и пирамиды.
Восточное Средиземноморье в древности. Финикия: природные условия, занятия
жителей. Развитие ремесел и торговли. Финикийский алфавит. Палестина: расселение евреев,
Израильское царство. Занятия населения. Религиозные верования. Ветхозаветные сказания.
Ассирия: завоевания ассирийцев, культурные сокровища Ниневии, гибель империи.
Персидская держава: военные походы, управление империей.
Древняя Индия. Природные условия, занятия населения. Древние города-государства.
Общественное устройство, варны. Религиозные верования, легенды и сказания.
Возникновение буддизма. Культурное наследие Древней Индии.
Древний Китай. Условия жизни и хозяйственная деятельность населения. Создание
объединенного государства. Империи Цинь и Хань. Жизнь в империи: правители и подданные,
положение различных групп населения. Развитие ремесел и торговли. Великий шелковый
путь. Религиозно-философские учения (конфуцианство). Научные знания и изобретения.
Храмы. Великая Китайская стена.
Античный мир: понятие. Карта античного мира.
Древняя Греция
Население Древней Греции: условия жизни и занятия. Древнейшие государства на
Крите. Государства ахейской Греции (Микены, Тиринф и др.). Троянская война. «Илиада» и
«Одиссея». Верования древних греков. Сказания о богах и героях.
Греческие города-государства: политический строй, аристократия и демос. Развитие
земледелия и ремесла. Великая греческая колонизация. Афины: утверждение демократии.
Законы Солона, реформы Клисфена. Спарта: основные группы населения, политическое
устройство. Спартанское воспитание. Организация военного дела.
Классическая Греция. Греко-персидские войны: причины, участники, крупнейшие
сражения, герои. Причины победы греков. Афинская демократия при Перикле. Хозяйственная
жизнь в древнегреческом обществе. Рабство. Пелопоннесская война. Возвышение Македонии.
Культура Древней Греции. Развитие наук. Греческая философия. Школа образование.
Литература. Архитектура и скульптура. Быт и досуг древних греков. Театр. Спортивные
состязания; Олимпийские игры.
Период эллинизма. Македонские завоевания. Держава Александра Македонского и ее
распад. Эллинистические государства Востока. Культура эллинистического мира.
Древний Рим
Население Древней Италии: условия жизни и занятия. Этруски. Легенды об основании
Рима. Рим эпохи царей. Римская республика. Патриции и плебеи. Управление и законы.
Верования древних римлян.
Завоевание Римом Италии. Войны с Карфагеном; Ганнибал. Римская армия.
Установление господства Рима в Средиземноморье. Реформы Гракхов.
Рабство в Древнем Риме.
3

От республики к империи. Гражданские войны в Риме. Гай Юлий Цезарь. Установление
императорской власти; Октавиан Август. Римская империя: территория, управление.
Возникновение и распространение христианства. Разделение Римской империи на Западную
и Восточную части. Рим и варвары. Падение Западной Римской империи.
Культура Древнего Рима. Римская литература, золотой век поэзии.
Ораторское искусство; Цицерон. Развитие наук. Архитектура и скульптура.
Пантеон. Быт и досуг римлян.
Историческое и культурное наследие древних цивилизаций.

3. Тематическое планирование 5 класс
№ урока
Тема урока
Раздел 1. Введение

Количество
часов

1

Что изучает история.

1

2

Историческая хронология.

1

Раздел 2. Первобытность
3

Расселение древнейшего человека. Человек разумный.

1

4

Условия жизни и занятия первобытных людей.

1

5

1

7

Представления об окружающем мире, верования первобытных
людей.
Древнейшие земледельцы и скотоводы: трудовая деятельность,
изобретения.
От родовой общины к соседской. Появление ремесел и торговли.

8

Повторение

1

6

1
1

Раздел 3. Древний Восток
9

Древний Египет.

1

10

Условия жизни и занятия населения.

1

11

Управление государством (фараон, чиновники).

1

12

Военные походы фараонов.

1

13

Религиозные верования египтян. Жрецы.

1

14

1

15
16

Храмы и пирамиды.
Познания древних египтян. Письменность.
Повторение

17
18

Древние цивилизации Месопотамии. Древний Вавилон.
Законы Хаммурапи

1
1

19

1

21

Финикия: природные условия, занятия жителей. Развитие ремесел
и торговли. Финикийский алфавит.
Палестина: расселение евреев, Израильское царство. Занятия
населения.
Религиозные верования. Ветхозаветные сказания.

22

Ассирия: завоевания ассирийцев, культурные сокровища Ниневии,
гибель империи.

20

1
1

1
1
1

4

23
24
25

Персидская держава: военные походы, управление империей.
Древняя Индия. Природные условия, занятия населения. Древние
города-государства. Общественное устройство, варны.
Религиозные верования, легенды и сказания. Возникновение
буддизма.

1
1
1

Древний Китай. Религиозно-философские учения (конфуцианство).
26

Научные знания и изобретения. Храмы. Великая Китайская стена.

1

27

Создание объединенного государства. Империи Цинь и Хань.

1

28

Повторение

1
Раздел 4. Древняя Греция

29

Население Древней Греции: условия жизни и занятия. Древнейшие
государства на Крите.

1

30

1

31

Греческие города-государства: политический строй, аристократия и
демос. Развитие земледелия и ремесла. Афины: утверждение
демократии. Законы Солона.
Троянская война. «Илиада» и «Одиссея».

32

Верования древних греков. Сказания о богах и героях.

1

33

Земледельцы Аттики теряют землю и свободу

1

34

Зарождение демократии в Афинах

1

35

Спарта: основные группы населения, политическое устройство.
Спартанское воспитание.

1

36

Греческие колонии на берегах Средиземного и Черного морей

1

37

Олимпийские игры

1

38-39
40

Греко-персидские войны: причины, участники, крупнейшие
сражения, герои.
Культура
Древней
Греции. Развитие наук.
персидских
войск на

1

2
1
1

42

Греческая
Элладу философия. Школа и образование.
Литература. Архитектура и скульптура.

43

Быт и досуг древних греков. Театр.

1

44-45

Афинская демократия при Перикле

2

Возвышение Македонии.

1

41

46
47
48
49

50
51-52
53

Македонские завоевания. Держава Александра Македонского и ее
распад.
Эллинистические государства Востока. Культура
эллинистического мира.
Повторение
Раздел 5. Древний Рим
Население Древней Италии: условия жизни и занятия. Этруски.
Легенды об основании Рима.
Завоевание Римом Италии. Войны с Карфагеном
Рим эпохи царей. Римская республика. Патриции и плебеи.
Управление и законы. Верования древних римлян.

1

1
1
1

1
2

1
5

54

Установление господства Рима в Средиземноморье

1

55

Рабство в Древнем Риме

1

56

Реформы Гракхов.

1

От республики к империи. Гражданские войны в Риме.

2

59

Гай Юлий Цезарь.

1

60

Установление императорской власти; Октавиан Август.

1

61

Римская империя: территория, управление.

1

62

Возникновение и распространение христианства.

1

63

Разделение Римской империи на Западную и Восточную части.

1

Культура Древнего Рима.

2

Рим и варвары. Падение Западной Римской империи.

1

Повторение

2

57-58

64-65
66
67-68

6


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».