Адаптированная рабочая программа ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО 6-7 классы



умело пользоваться языком декоративно-прикладного искусства, принципами

декоративного обобщения, уметь передавать единство формы и декора (на доступном для
данного возраста уровне);


выстраивать декоративные, орнаментальные композиции в традиции народного

искусства (используя традиционное письмо Гжели, Городца, Хохломы и т. д.) на основе
ритмического повтора изобразительных или геометрических элементов;


владеть практическими навыками выразительного использования фактуры, цвета,

формы, объема, пространства в процессе создания в конкретном материале плоскостных или
объемных декоративных композиций;


распознавать и называть игрушки ведущих народных художественных промыслов;

осуществлять собственный художественный замысел, связанный с созданием выразительной
формы игрушки и украшением ее декоративной росписью в традиции одного из промыслов;


характеризовать основы народного орнамента; создавать орнаменты на основе

народных традиций;


различать виды и материалы декоративно-прикладного искусства;



различать национальные особенности русского орнамента и орнаментов других

народов России;


находить общие черты в единстве материалов, формы и декора, конструктивных

декоративных изобразительных элементов в произведениях народных и современных
промыслов;


различать и характеризовать несколько народных художественных промыслов России;



называть пространственные и временные виды искусства и объяснять, в чем состоит

различие временных и пространственных видов искусства;


классифицировать жанровую систему в изобразительном искусстве и ее значение для

анализа развития искусства и понимания изменений видения мира;


объяснять разницу между предметом изображения, сюжетом и содержанием

изображения;


композиционным

навыкам

работы,

чувству

ритма,

работе

с

различными

художественными материалами;


создавать образы, используя все выразительные возможности художественных

материалов;


простым навыкам изображения с помощью пятна и тональных отношений;



навыку плоскостного силуэтного изображения обычных, простых предметов (кухонная

утварь);
2



изображать

сложную

форму

предмета

(силуэт)

как

соотношение

простых

геометрических фигур, соблюдая их пропорции;


создавать линейные изображения геометрических тел и натюрморт с натуры из

геометрических тел;


строить изображения простых предметов по правилам линейной перспективы;



характеризовать освещение как важнейшее выразительное средство изобразительного

искусства, как средство построения объема предметов и глубины пространства;


передавать с помощью света характер формы и эмоциональное напряжение в

композиции натюрморта;


творческому опыту выполнения графического натюрморта и гравюры наклейками на

картоне;


выражать цветом в натюрморте собственное настроение и переживания;



рассуждать о разных способах передачи перспективы в изобразительном искусстве как

выражении различных мировоззренческих смыслов;


применять перспективу в практической творческой работе;



навыкам изображения перспективных сокращений в зарисовках наблюдаемого;



навыкам изображения уходящего вдаль пространства, применяя правила линейной и

воздушной перспективы;


видеть, наблюдать и эстетически переживать изменчивость цветового состояния и

настроения в природе;


навыкам создания пейзажных зарисовок;



различать и характеризовать понятия: пространство, ракурс, воздушная перспектива;



пользоваться правилами работы на пленэре;



использовать цвет как инструмент передачи своих чувств и представлений о красоте;

осознавать, что колорит является средством эмоциональной выразительности живописного
произведения;


навыкам композиции, наблюдательной перспективы и ритмической организации

плоскости изображения;


различать основные средства художественной выразительности в изобразительном

искусстве (линия, пятно, тон, цвет, форма, перспектива и др.);


определять композицию как целостный и образный строй произведения, роль формата,

выразительное значение размера произведения, соотношение целого и детали, значение каждого
фрагмента в его метафорическом смысле;

3



пользоваться красками (гуашь, акварель), несколькими графическими материалами

(карандаш, тушь), обладать первичными навыками лепки, использовать коллажные техники;


различать и характеризовать понятия: эпический пейзаж, романтический пейзаж,

пейзаж настроения, пленэр, импрессионизм;


различать и характеризовать виды портрета;



понимать и характеризовать основы изображения головы человека;



пользоваться навыками работы с доступными скульптурными материалами;



видеть и использовать в качестве средств выражения соотношения пропорций,

характер освещения, цветовые отношения при изображении с натуры, по представлению, по
памяти;


видеть конструктивную форму предмета, владеть первичными навыками плоского и

объемного изображения предмета и группы предметов;


использовать графические материалы в работе над портретом;



использовать образные возможности освещения в портрете;



пользоваться правилами схематического построения головы человека в рисунке;



называть имена выдающихся русских и зарубежных художников - портретистов и

определять их произведения;


навыкам передачи в плоскостном изображении простых движений фигуры человека;



навыкам понимания особенностей восприятия скульптурного образа;



навыкам лепки и работы с пластилином или глиной;



рассуждать (с опорой на восприятие художественных произведений - шедевров

изобразительного искусства) об изменчивости образа человека в истории искусства;


приемам выразительности при работе с натуры над набросками и зарисовками фигуры

человека, используя разнообразные графические материалы;


характеризовать сюжетно-тематическую картину как обобщенный и целостный образ,

как результат наблюдений и размышлений художника над жизнью;


объяснять понятия «тема», «содержание», «сюжет» в произведениях станковой

живописи;


изобразительным и композиционным навыкам в процессе работы над эскизом;



узнавать и объяснять понятия «тематическая картина», «станковая живопись»;



перечислять и характеризовать основные жанры сюжетно- тематической картины;



характеризовать исторический жанр как идейное и образное выражение значительных

событий в истории общества, как воплощение его мировоззренческих позиций и идеалов;

4



узнавать и характеризовать несколько классических произведений и называть имена

великих русских мастеров исторической картины;


характеризовать значение тематической картины XIX века в развитии русской

культуры;


рассуждать о значении творчества великих русских художников в создании образа

народа, в становлении национального самосознания и образа национальной истории;


называть имена нескольких известных художников объединения «Мир искусства» и их

наиболее известные произведения;


творческому опыту по разработке и созданию изобразительного образа на выбранный

исторический сюжет;


творческому опыту по разработке художественного проекта –разработки композиции

на историческую тему;


творческому опыту создания композиции на основе библейских сюжетов;



представлениям о великих, вечных темах в искусстве на основе сюжетов из Библии, об

их мировоззренческом и нравственном значении в культуре;


называть имена великих европейских и русских художников, творивших на библейские

темы;


узнавать и характеризовать произведения великих европейских и русских художников

на библейские темы;


характеризовать роль монументальных памятников в жизни общества;



рассуждать об особенностях художественного образа советского народа в годы

Великой Отечественной войны;


описывать и характеризовать выдающиеся монументальные памятники и ансамбли,

посвященные Великой Отечественной войне;


творческому опыту лепки памятника, посвященного значимому историческому

событию или историческому герою;


анализировать

художественно-выразительные

средства

произведений

изобразительного искусства XX века;


культуре зрительского восприятия;



характеризовать временные и пространственные искусства;



понимать разницу между реальностью и художественным образом;



представлениям об искусстве иллюстрации и творчестве известных иллюстраторов

книг. И.Я. Билибин. В.А. Милашевский. В.А. Фаворский;

5



опыту художественного

иллюстрирования

и

навыкам

работы

графическими

материалами;


собирать необходимый материал для иллюстрирования (характер одежды героев,

характер построек и помещений, характерные детали быта и т.д.);


представлениям об анималистическом жанре изобразительного искусства и творчестве

художников-анималистов;


опыту художественного творчества по созданию стилизованных образов животных;



систематизировать и характеризовать основные этапы развития и истории архитектуры

и дизайна;


распознавать объект и пространство в конструктивных видах искусства;



понимать сочетание различных объемов в здании;



понимать единство художественного и функционального в вещи, форму и материал;



иметь общее представление и рассказывать об особенностях архитектурно-

художественных стилей разных эпох;


понимать тенденции и перспективы развития современной архитектуры;



различать образно-стилевой язык архитектуры прошлого;



характеризовать и различать малые формы архитектуры и дизайна в пространстве

городской среды;


понимать плоскостную композицию как возможное схематическое изображение

объемов при взгляде на них сверху;


осознавать чертеж как плоскостное изображение объемов, когда точка – вертикаль,

круг – цилиндр, шар и т. д.;


применять в создаваемых пространственных композициях доминантный объект и

вспомогательные соединительные элементы;


применять навыки формообразования, использования объемов в дизайне и архитектуре

(макеты из бумаги, картона, пластилина);


создавать композиционные макеты объектов на предметной плоскости и в

пространстве;


создавать практические творческие композиции в технике коллажа, дизайн-проектов;



получать представления о влиянии цвета на восприятие формы объектов архитектуры

и дизайна, а также о том, какое значение имеет расположение цвета в пространстве архитектурнодизайнерского объекта;


приобретать общее представление о традициях ландшафтно-парковой архитектуры;



характеризовать основные школы садово-паркового искусства;
6



понимать основы краткой истории русской усадебной культуры XVIII – XIX веков;



называть и раскрывать смысл основ искусства флористики;



понимать основы краткой истории костюма;



характеризовать и раскрывать смысл композиционно-конструктивных принципов

дизайна одежды;


применять навыки сочинения объемно-пространственной композиции в формировании

букета по принципам икэбаны;


использовать старые и осваивать новые приемы работы с бумагой, природными

материалами в процессе макетирования архитектурно-ландшафтных объектов;


отражать в эскизном проекте дизайна сада образно-архитектурный композиционный

замысел;


использовать графические навыки и технологии выполнения коллажа в процессе

создания эскизов молодежных и исторических комплектов одежды;


узнавать и характеризовать памятники архитектуры Древнего Киева. София Киевская.

Фрески. Мозаики;


различать итальянские и русские традиции в архитектуре Московского Кремля.

Характеризовать и описывать архитектурные особенности соборов Московского Кремля;


различать и характеризовать особенности древнерусской иконописи. Понимать

значение иконы «Троица» Андрея Рублева в общественной, духовной и художественной жизни
Руси;


узнавать и описывать памятники шатрового зодчества;



характеризовать особенности церкви Вознесения в селе Коломенском и храма Покрова-

на-Рву;


раскрывать особенности новых иконописных традиций в XVII веке. Отличать по

характерным особенностям икону и парсуну;


работать над проектом (индивидуальным или коллективным), создавая разнообразные

творческие композиции в материалах по различным темам;


различать стилевые особенности разных школ архитектуры Древней Руси;



создавать с натуры и по воображению архитектурные образы графическими

материалами и др.;


работать над эскизом монументального произведения (витраж, мозаика, роспись,

монументальная

скульптура);

использовать

выразительный

язык

при

моделировании

архитектурного пространства;


сравнивать, сопоставлять и анализировать произведения живописи Древней Руси;
7



рассуждать о значении художественного образа древнерусской культуры;



ориентироваться в широком разнообразии стилей и направлений изобразительного

искусства и архитектуры XVIII – XIX веков;


использовать в речи новые термины, связанные со стилями в изобразительном

искусстве и архитектуре XVIII – XIX веков;


выявлять и называть характерные особенности русской портретной живописи XVIII



характеризовать признаки и особенности московского барокко;



создавать разнообразные творческие работы (фантазийные конструкции) в материале.

века;

Выпускник получит возможность научиться:


активно

использовать

язык

изобразительного

искусства

и

различные

художественные материалы для освоения содержания различных учебных предметов
(литературы, окружающего мира, технологии и др.);


владеть диалогической формой коммуникации, уметь аргументировать свою точку

зрения в процессе изучения изобразительного искусства;


различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер,

эмоциональное состояние и свое отношение к природе, человеку, обществу; осознавать
общечеловеческие ценности, выраженные в главных темах искусства;


выделять признаки для установления стилевых связей в процессе изучения

изобразительного искусства;


понимать специфику изображения в полиграфии;



различать формы полиграфической продукции: книги, журналы, плакаты, афиши и



различать и характеризовать типы изображения в полиграфии (графическое,

др.);
живописное, компьютерное, фотографическое);


проектировать обложку книги, рекламы открытки, визитки и др.;



создавать художественную композицию макета книги, журнала;



называть имена великих русских живописцев и архитекторов XVIII – XIX веков;



называть

и

характеризовать

произведения

изобразительного

искусства

и

архитектуры русских художников XVIII – XIX веков;


называть имена выдающихся русских художников-ваятелей XVIII века и определять

скульптурные памятники;


называть имена выдающихся художников «Товарищества передвижников» и

определять их произведения живописи;
8



называть имена выдающихся русских художников-пейзажистов XIX века и

определять произведения пейзажной живописи;


понимать особенности исторического жанра, определять произведения исторической

живописи;


активно воспринимать произведения искусства и аргументированно анализировать

разные уровни своего восприятия, понимать изобразительные метафоры и видеть целостную
картину мира, присущую произведениям искусства;


определять «Русский стиль» в архитектуре модерна, называть памятники

архитектуры модерна;


использовать навыки формообразования, использования объемов в архитектуре

(макеты из бумаги, картона, пластилина); создавать композиционные макеты объектов на
предметной плоскости и в пространстве;


называть имена выдающихся русских художников-ваятелей второй половины XIX века

и определять памятники монументальной скульптуры;


создавать разнообразные творческие работы (фантазийные конструкции) в

материале;


узнавать основные художественные направления в искусстве XIX и XX веков;



узнавать, называть основные художественные стили в европейском и русском

искусстве и время их развития в истории культуры;


осознавать главные темы искусства и, обращаясь к ним в собственной

художественно-творческой деятельности, создавать выразительные образы;


применять творческий опыт разработки художественного проекта – создания

композиции на определенную тему;


понимать смысл традиций и новаторства в изобразительном искусстве XX века.

Модерн. Авангард. Сюрреализм;


характеризовать стиль модерн в архитектуре. Ф.О. Шехтель. А. Гауди;



создавать с натуры и по воображению архитектурные образы графическими

материалами и др.;


работать над эскизом монументального произведения (витраж, мозаика, роспись,

монументальная скульптура);


использовать

выразительный

язык

при

моделировании

архитектурного

пространства;


характеризовать крупнейшие художественные музеи мира и России;

9



получать представления об особенностях художественных коллекций крупнейших

музеев мира;


использовать навыки коллективной работы над объемно- пространственной

композицией;


понимать основы сценографии как вида художественного творчества;



понимать роль костюма, маски и грима в искусстве актерского перевоплощения;



называть

имена

российских

художников

(А.Я.

Головин,

А.Н.

Бенуа,

М.В.

Добужинский);


различать особенности художественной фотографии;



различать выразительные средства художественной фотографии (композиция, план,

ракурс, свет, ритм и др.);


понимать изобразительную природу экранных искусств;



характеризовать принципы киномонтажа в создании художественного образа;



различать понятия: игровой и документальный фильм;



называть имена мастеров российского кинематографа. С.М. Эйзенштейн. А.А.

Тарковский. С.Ф. Бондарчук. Н.С. Михалков;


понимать основы искусства телевидения;



понимать различия в творческой работе художника-живописца и сценографа;



применять полученные знания о типах оформления сцены при создании школьного

спектакля;


применять в практике любительского спектакля художественно-творческие умения

по созданию костюмов, грима и т. д. для спектакля из доступных материалов;


добиваться в практической работе большей выразительности костюма и его

стилевого единства со сценографией спектакля;


использовать элементарные навыки основ фотосъемки, осознанно осуществлять

выбор объекта и точки съемки, ракурса, плана как художественно-выразительных средств
фотографии;


применять в своей съемочной практике ранее приобретенные знания и навыки

композиции, чувства цвета, глубины пространства и т. д.;


пользоваться компьютерной обработкой фотоснимка при исправлении отдельных

недочетов и случайностей;


понимать и объяснять синтетическую природу фильма;



применять первоначальные навыки в создании сценария и замысла фильма;



применять полученные ранее знания по композиции и построению кадра;
10



использовать первоначальные навыки операторской грамоты, техники съемки и

компьютерного монтажа;


применять

сценарно-режиссерские

навыки

при

построении

текстового

и

изобразительного сюжета, а также звукового ряда своей компьютерной анимации;


смотреть и анализировать с точки зрения режиссерского, монтажно-операторского

искусства фильмы мастеров кино;


использовать опыт документальной съемки и тележурналистики для формирования

школьного телевидения;


реализовывать сценарно-режиссерскую и операторскую грамоту в практике создания

видео-этюда.

2. Содержание учебного предмета
Программа учебного предмета «Изобразительное искусство» ориентирована на развитие
компетенций в области освоения культурного наследия, умения ориентироваться в различных
сферах мировой художественной культуры, на формирование у обучающихся целостных
представлений об исторических традициях и ценностях русской художественной культуры.
В программе предусмотрена практическая художественно-творческая деятельность,
аналитическое восприятие произведений искусства. Программа включает в себя основы разных
видов визуально-пространственных искусств – живописи, графики, скульптуры, дизайна,
архитектуры, народного и декоративно-прикладного искусства, театра, фото- и киноискусства.
Отличительной

особенностью

программы

является

новый

взгляд

на

предмет

«Изобразительное искусство», суть которого заключается в том, что искусство в нем
рассматривается как особая духовная сфера, концентрирующая в себе колоссальный
эстетический, художественный и нравственный мировой опыт. Как целостность, состоящая из
народного искусства и профессионально-художественного, проявляющихся и живущих по своим
законам и находящихся в постоянном взаимодействии.
В программу включены следующие основные виды художественно-творческой
деятельности:


ценностно-ориентационная и коммуникативная деятельность;



изобразительная деятельность (основы художественного изображения);



декоративно-прикладная

деятельность

(основы

народного

и

декоративно-

прикладного искусства);


художественно-конструкторская деятельность (элементы дизайна и архитектуры);



художественно-творческая деятельность на основе синтеза искусств.

11

Связующим звеном предмета «Изобразительного искусства» с другими предметами
является художественный образ, созданный средствами разных видов искусства и создаваемый
обучающимися в различных видах художественной деятельности.
Изучение предмета «Изобразительное искусство» построено на освоении общенаучных
методов (наблюдение, измерение, моделирование), освоении практического применения знаний
и основано на межпредметных связях с предметами: «История России», «Обществознание»,
«География», «Математика», «Технология».
Связующим звеном предмета «Изобразительного искусства» с другими предметами
является художественный образ, созданный средствами разных видов искусства и создаваемый
обучающимися в различных видах художественной деятельности.
Изучение предмета «Изобразительное искусство» построено на освоении общенаучных
методов (наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование), освоении практического
применения знаний и основано на межпредметных связях с предметами: «История России»,
«Обществознание», «География», «Математика», «Технология».
Народное художественное творчество – неиссякаемый источник самобытной
красоты
Солярные знаки (декоративное изображение и их условно-символический характер).
Древние образы в народном творчестве. Русская изба: единство конструкции и декора.
Крестьянский дом как отражение уклада крестьянской жизни и памятник архитектуры. Орнамент
как основа декоративного украшения. Праздничный народный костюм – целостный
художественный образ. Обрядовые действия народного праздника, их символическое значение.
Различие национальных особенностей русского орнамента и орнаментов других народов России.
Древние образы в народных игрушках (Дымковская игрушка, Филимоновская игрушка).
Композиционное, стилевое и цветовое единство в изделиях народных промыслов (искусство
Гжели, Городецкая роспись, Хохлома, Жостово, роспись по металлу, щепа, роспись по лубу и
дереву, тиснение и резьба по бересте). Связь времен в народном искусстве.
Виды изобразительного искусства и основы образного языка
Пространственные искусства. Художественные материалы. Жанры в изобразительном
искусстве. Выразительные возможности изобразительного искусства. Язык и смысл. Рисунок –
основа изобразительного творчества. Художественный образ. Стилевое единство. Линия, пятно.
Ритм. Цвет. Основы цветоведения. Композиция. Натюрморт. Понятие формы. Геометрические
тела: куб, шар, цилиндр, конус, призма. Многообразие форм окружающего мира. Изображение
объема на плоскости. Освещение. Свет и тень. Натюрморт в графике. Цвет в натюрморте.
Пейзаж. Правила построения перспективы. Воздушная перспектива. Пейзаж настроения.
12

Природа и художник. Пейзаж в живописи художников – импрессионистов (К. Моне, А. Сислей).
Пейзаж в графике. Работа на пленэре.
Понимание смысла деятельности художника
Портрет. Конструкция головы человека и ее основные пропорции. Изображение головы
человека в пространстве. Портрет в скульптуре. Графический портретный рисунок. Образные
возможности освещения в портрете. Роль цвета в портрете. Великие портретисты прошлого (В.А.
Тропинин, И.Е. Репин, И.Н. Крамской, В.А. Серов). Портрет в изобразительном искусстве XX
века (К.С. Петров-Водкин, П.Д. Корин).
Изображение фигуры человека и образ человека. Изображение фигуры человека в истории
искусства (Леонардо да Винчи, Микеланджело Буанаротти, О. Роден). Пропорции и строение
фигуры человека. Лепка фигуры человека. Набросок фигуры человека с натуры. Основы
представлений о выражении в образах искусства нравственного поиска человечества (В.М.
Васнецов, М.В. Нестеров).
Вечные темы и великие исторические события в искусстве
Сюжет и содержание в картине. Процесс работы над тематической картиной. Библейские
сюжеты в мировом изобразительном искусстве (Леонардо да Винчи, Рембрандт, Микеланджело
Буанаротти, Рафаэль Санти). Мифологические темы в зарубежном искусстве (С. Боттичелли,
Джорджоне, Рафаэль Санти). Русская религиозная живопись XIX века (А.А. Иванов, И.Н.
Крамской, В.Д. Поленов). Тематическая картина в русском искусстве XIX века (К.П. Брюллов).
Историческая живопись художников объединения «Мир искусства» (А.Н. Бенуа, Е.Е. Лансере,
Н.К. Рерих). Исторические картины из жизни моего города (исторический жанр). Праздники и
повседневность в изобразительном искусстве (бытовой жанр). Тема Великой Отечественной
войны в монументальном искусстве и в живописи. Мемориальные ансамбли. Место и роль
картины в искусстве XX века (Ю.И. Пименов, Ф.П. Решетников, В.Н. Бакшеев, Т.Н. Яблонская).
Искусство

иллюстрации

(И.Я.

Билибин,

В.А.

Милашевский,

В.А.

Фаворский).

Анималистический жанр (В.А. Ватагин, Е.И. Чарушин). Образы животных в современных
предметах декоративно-прикладного искусства. Стилизация изображения животных.
Конструктивное искусство: архитектура и дизайн
Художественный язык конструктивных искусств. Роль искусства в организации
предметно – пространственной среды жизни человека. От плоскостного изображения к
объемному макету. Здание как сочетание различных объемов. Понятие модуля. Важнейшие
архитектурные элементы здания. Вещь как сочетание объемов и как образ времени. Единство
художественного и функционального в вещи. Форма и материал. Цвет в архитектуре и дизайне.
Архитектурный образ как понятие эпохи (Ш.Э. ле Корбюзье). Тенденции и перспективы развития
современной архитектуры. Жилое пространство города (город, микрорайон, улица). Природа и
13

архитектура. Ландшафтный дизайн. Основные школы садово-паркового искусства. Русская
усадебная

культура

XVIII

-

XIX

веков.

Искусство

флористики.

Проектирование

пространственной и предметной среды. Дизайн моего сада. История костюма. Композиционно конструктивные принципы дизайна одежды.
Изобразительное искусство и архитектура России XI –XVII вв.
Художественная культура и искусство Древней Руси, ее символичность, обращенность к
внутреннему миру человека. Архитектура Киевской Руси. Мозаика. Красота и своеобразие
архитектуры Владимиро-Суздальской Руси. Архитектура Великого Новгорода. Образный мир
древнерусской живописи (Андрей Рублев, Феофан Грек, Дионисий). Соборы Московского
Кремля. Шатровая архитектура (церковь Вознесения Христова в селе Коломенском, Храм
Покрова на Рву). Изобразительное искусство «бунташного века» (парсуна). Московское барокко.
Искусство полиграфии
Специфика изображения в полиграфии. Формы полиграфической продукции (книги,
журналы, плакаты, афиши, открытки, буклеты). Типы изображения в полиграфии
(графическое,

живописное,

компьютерное

фотографическое).

Искусство

шрифта.

Композиционные основы макетирования в графическом дизайне. Проектирование обложки
книги, рекламы, открытки, визитной карточки и др.
Стили, направления виды и жанры в русском изобразительном искусстве и
архитектуре XVIII - XIX вв.
Классицизм в русской портретной живописи XVIII века (И.П. Аргунов, Ф.С. Рокотов, Д.Г.
Левицкий, В.Л. Боровиковский). Архитектурные шедевры стиля барокко в Санкт-Петербурге
(В.В. Растрелли, А. Ринальди). Классицизм в русской архитектуре (В.И. Баженов, М.Ф. Казаков).
Русская классическая скульптура XVIII века (Ф.И. Шубин, М.И. Козловский). Жанровая
живопись в произведениях русских художников XIX века (П.А. Федотов). «Товарищество
передвижников» (И.Н. Крамской, В.Г. Перов, А.И. Куинджи). Тема русского раздолья в
пейзажной живописи XIX века (А.К. Саврасов, И.И. Шишкин, И.И. Левитан, В.Д. Поленов).
Исторический жанр (В.И. Суриков). «Русский стиль» в архитектуре модерна (Исторический
музей в Москве, Храм Воскресения Христова (Спас на Крови) в г. Санкт - Петербурге).
Монументальная скульптура второй половины XIX века (М.О. Микешин, А.М. Опекушин, М.М.
Антокольский).
Взаимосвязь истории искусства и истории человечества
Традиции и новаторство в изобразительном искусстве XX века (модерн, авангард,
сюрреализм). Модерн в русской архитектуре (Ф. Шехтель). Стиль модерн в зарубежной
архитектуре (А. Гауди). Крупнейшие художественные музеи мира и их роль в культуре (Прадо,
Лувр, Дрезденская галерея). Российские художественные музеи (Русский музей, Эрмитаж,
14

Третьяковская

галерея,

Музей

изобразительных

искусств

имени

А.С.

Пушкина).

Художественно-творческие проекты.
Изображение в синтетических и экранных видах искусства и художественная
фотография
Роль изображения в синтетических искусствах. Театральное искусство и художник.
Сценография – особый вид художественного творчества. Костюм, грим и маска. Театральные
художники начала XX века (А.Я. Головин, А.Н. Бенуа, М.В. Добужинский). Опыт
художественно-творческой деятельности. Создание художественного образа в искусстве
фотографии.

Особенности

художественной

фотографии.

Выразительные

средства

фотографии (композиция, план, ракурс, свет, ритм и др.). Изображение в фотографии и в
живописи. Изобразительная природа экранных искусств. Специфика киноизображения: кадр и
монтаж. Кинокомпозиция и средства эмоциональной выразительности в фильме (ритм, свет,
цвет, музыка, звук). Документальный, игровой и анимационный фильмы. Коллективный процесс
творчества в кино (сценарист, режиссер, оператор, художник, актер). Мастера российского
кинематографа (С.М. Эйзенштейн, С.Ф. Бондарчук, А.А. Тарковский, Н.С. Михалков).
Телевизионное изображение, его особенности и возможности (видеосюжет, репортаж и др.).
Художественно-творческие проекты.

3. Тематическое планирование 6 класс
№
п/п

Название темы урока
Понимание смысла деятельности художника

1. 1Портрет. Великие портретисты прошлого (В.А. Тропинин, И.Е. Репин, И.Н.
. Крамской, В.А. Серов). Портрет в изобразительном искусстве XX века (К.С.
Петров-Водкин, П.Д. Корин).
2. 2Конструкция головы человека и ее основные пропорции.
.
3. 3Изображение головы человека в пространстве.
.
4. 4Портрет в скульптуре. Начало.
.
5. 5Портрет в скульптуре. Окончанте.
.
6. 6Графический портретный рисунок Начало.
.
7. 7Графический портретный рисунок Окончание.
.
8. 8Образные возможности освещения в портрете.
.

Количес
тво
часов
19
1

1
1
1
1
1
1
1
15

9. 9Роль цвета в портрете. Начало
.
10. 1Роль цвета в портрете
0
.
11. 1Роль цвета в портрете. Окончание
1
.
12. 1Изображение фигуры человека и образ человека.
2
.
13. 1Изображение фигуры человека в истории искусства (Леонардо да Винчи,
3Микеланджело Буанаротти, О. Роден).
.
14. 1Пропорции и строение фигуры человека.
4
.
15. 1Лепка фигуры человека. Начало.
5
.
16. 1Лепка фигуры человека. Окончание
6
.
17. 1Набросок фигуры человека с натуры. Начало.
7
.
18. 1Набросок фигуры человека с натуры. Окончание.
8
.
19. 1Основы представлений о выражении в образах искусства нравственного
9поиска человечества (В.М. Васнецов, М.В. Нестеров).
.
20.
Вечные темы и великие исторические события в искусстве
Сюжет и содержание в картине. Процесс работы над тематической
картиной.
21. 2Библейские сюжеты в мировом изобразительном искусстве (Леонардо да
2Винчи, Рембрандт, Микеланджело Буанаротти, Рафаэль Санти).
22. 2Мифологические темы в зарубежном искусстве (С. Боттичелли,
0Джорджоне, Рафаэль Санти).
.
23. 2Русская религиозная живопись XIX века (А.А. Иванов, И.Н. Крамской,
1В.Д. Поленов).
.
24. 2Тематическая картина в русском искусстве XIX века (К.П. Брюллов).
2
.
25. 2Историческая живопись художников объединения «Мир искусства» (А.Н.
3Бенуа, Е.Е. Лансере, Н.К. Рерих).
.

1
1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

15

1
1

1

1

1

16

26. 2Исторические картины из жизни моего города (исторический жанр).
4
.
27. 2Праздники и повседневность в изобразительном искусстве (бытовой
5жанр). Начало.
.
28. 2Праздники и повседневность в изобразительном искусстве (бытовой
6жанр). Окончание.
.
29. 2Тема Великой Отечественной войны в монументальном искусстве и в
7живописи. Мемориальные ансамбли.
.
30. 2Тема Великой Отечественной войны в монументальном искусстве и в
8живописи. Мемориальные ансамбли.
.
31. 2Место и роль картины в искусстве XX века (Ю.И. Пименов, Ф.П.
9Решетников, В.Н. Бакшеев, Т.Н. Яблонская).
.
32. 3Искусство иллюстрации (И.Я. Билибин, В.А. Милашевский, В.А.
0Фаворский).
.
33. 3Анималистический жанр (В.А. Ватагин, Е.И. Чарушин). Образы животных
1в современных предметах декоративно-прикладного искусства. Стилизация
. изображения животных. Начало.
34. 3Анималистический жанр (В.А. Ватагин, Е.И. Чарушин). Образы животных
2в современных предметах декоративно-прикладного искусства. Стилизация
. изображения животных. Окончание

1

1

1

1

1

1

1

1

1

Тематическое планирование 7 класс
№
п/п

Название темы урока

Количес
тво
часов
18

2.

Конструктивное искусство: архитектура и дизайн
Художественный язык конструктивных искусств. Роль искусства в
организации предметно – пространственной среды жизни человека.
От плоскостного изображения к объемному макету.

3.
4.

Здание как сочетание различных объемов. Понятие модуля.
Важнейшие архитектурные элементы здания.

1
1

5.

Вещь как сочетание объемов и как образ времени.

1

6.

Единство художественного и функционального в вещи. Форма и материал.

1

7.

Цвет в архитектуре и дизайне. Начало.

1

8.

Цвет в архитектуре и дизайне. Окончание.

1

9.

Архитектурный образ как понятие эпохи (Ш.Э. ле Корбюзье).

1

1.

1
1

17

1

11.

Тенденции и перспективы развития современной архитектуры. Жилое
пространство города (город, микрорайон, улица).
Природа и архитектура.

12.

Ландшафтный дизайн.

1

13.

1

14.

Основные школы садово-паркового искусства. Русская усадебная культура
XVIII - XIX веков.
Искусство флористики.

15.

Проектирование пространственной и предметной среды. Дизайн моего сада.

1

16.

1

17.

Проектирование пространственной и предметной среды. Дизайн моего
сада.
История костюма.

18.

Композиционно - конструктивные принципы дизайна одежды.

1

19.

Изобразительное искусство и архитектура России XI –XVII вв.
Художественная культура и искусство Древней Руси, ее символичность,
обращенность к внутреннему миру человека. Архитектура Киевской Руси.
Мозаика. Красота и своеобразие архитектуры Владимиро-Суздальской
Руси. Архитектура Великого Новгорода.
Образный мир древнерусской живописи (Андрей Рублев, Феофан Грек,
Дионисий). Соборы Московского Кремля. Шатровая архитектура (церковь
Вознесения Христова в селе Коломенском, Храм Покрова на Рву).
Изобразительное искусство «бунташного века» (парсуна). Московское
барокко.
Искусство полиграфии
Специфика изображения в полиграфии. Формы полиграфической
продукции (книги, журналы, плакаты, афиши, открытки, буклеты). Типы
изображения в полиграфии (графическое, живописное, компьютерное
фотографическое). Искусство шрифта. Композиционные основы
макетирования в графическом дизайне. Проектирование обложки книги,
рекламы, открытки, визитной карточки и др.
Стили, направления виды и жанры в русском изобразительном
искусстве и архитектуре XVIII - XIX вв.
Классицизм в русской портретной живописи XVIII века (И.П. Аргунов, Ф.С.
Рокотов, Д.Г. Левицкий, В.Л. Боровиковский). Русская классическая
скульптура XVIII века (Ф.И. Шубин, М.И. Козловский). Жанровая
живопись в произведениях русских художников XIX века (П.А. Федотов).
«Товарищество передвижников» (И.Н. Крамской, В.Г. Перов, А.И.
Куинджи). Тема русского раздолья в пейзажной живописи XIX века (А.К.
Саврасов, И.И. Шишкин, И.И. Левитан, В.Д. Поленов).
Архитектурные шедевры стиля барокко в Санкт-Петербурге (В.В.
Растрелли, А. Ринальди). Классицизм в русской архитектуре (В.И.
Баженов, М.Ф. «Русский стиль» в архитектуре модерна (Исторический
музей в Москве, Храм Воскресения Христова (Спас на Крови) в г. Санкт Петербурге). Казаков).
Исторический жанр (В.И. Суриков). Монументальная скульптура второй
половины XIX века (М.О. Микешин, А.М. Опекушин, М.М. Антокольский).

2

10.

20.

21.

22.

23.

24.

1

1

1

1

1

1

1

1

18

25.

26.

27.

28.

29.

30.

31.
32.
33.
34.

Взаимосвязь истории искусства и истории человечества
Традиции и новаторство в изобразительном искусстве XX века (модерн,
авангард, сюрреализм). Модерн в русской архитектуре (Ф. Шехтель). Стиль
модерн в зарубежной архитектуре (А. Гауди).
Крупнейшие художественные музеи мира и их роль в культуре (Прадо,
Лувр, Дрезденская галерея). Российские художественные музеи (Русский
музей, Эрмитаж, Третьяковская галерея, Музей изобразительных искусств
имени А.С. Пушкина). Художественно-творческие проекты.
Изображение в синтетических и экранных видах искусства и
художественная фотография
Роль изображения в синтетических искусствах. Театральное искусство и
художник. Сценография – особый вид художественного творчества.
Костюм, грим и маска. Театральные художники начала XX века (А.Я.
Головин, А.Н. Бенуа, М.В. Добужинский).
Опыт художественно-творческой деятельности. Создание
художественного образа в искусстве фотографии. Особенности
художественной фотографии. Выразительные средства фотографии
(композиция, план, ракурс, свет, ритм и др.). Изображение в фотографии и
в живописи. Изобразительная природа экранных искусств.
Специфика киноизображения: кадр и монтаж. Кинокомпозиция и средства
эмоциональной выразительности в фильме (ритм, свет, цвет, музыка,
звук).
Документальный, игровой и анимационный фильмы. Коллективный
процесс творчества в кино (сценарист, режиссер, оператор, художник,
актер).
Мастера российского кинематографа (С.М. Эйзенштейн, С.Ф. Бондарчук,
А.А. Тарковский, Н.С. Михалков).
Телевизионное изображение, его особенности и возможности
(видеосюжет, репортаж и др.).
Художественно-творческие проекты. Мультипликационный сюжет.
Начало.
Художественно-творческие проекты. Мультипликационный сюжет.
Окончание

1

1

1

1

1

1

1
1
1
1

19


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».